Армения. Ереван. Улица Абовяна

Если бы меня спросили, где можно погулять в центре Еревана, первое, что бы я ответила – улица Абовяна и проспект Маштоца. Проспект Маштоц оживленный, шумный и магазинно-кафешный, а улица Абовян – тихая, более историческая, хотя магазины и кафе здесь тоже есть. Почему Абовян? Потому что армяне не говорят улица АбовянА.
Современная улица Абовян, одна из главных улиц Еревана, тянется от Площади Республики до холмистого Канакерского района. Но для прогулок более интересна часть улицы внутри центрального кольца. В прошлом посте я показала вам начало улицы Абовян, а сейчас пройдемся дальше, до Площади Республики.

Улица Абовян (Աբովյան փողոց) – одна одна из старейших улиц Еревана. Она не раз меняла свое название. Раньше она называлась Крепостной, затем в 1868 году в честь Эриванского губернатора стала именоваться Астафьевской (Астафян), с 1883 года – Александровской (в честь императора Александра III), а в 1920 году названа именем армянского поэта, этнографа и просветителя  Хачатура Абовяна.
Улица была построена по генеральному плану В. Назарева 1856 года и начиналась от северных ворот Эриванской крепости и рыночной площади Гантара (уже не существующих), шла на северо-восток к дороге, ведущей в Норк. Отсюда и название -  Крепостная.

В конце 19-го века и в 20-м веке улица Абовяна была политическим, экономическим и культурным центром Еревана, где находились гостиницы аптеки и городской клуб, здесь жили ереванские богачи и знаменитости. В 30-е годы по улице ходил трамвай. По сути, она была главной улицей города.

Возникает вопрос, почему улица такая ровная и пряма, если она древняя. Ответ заключается в том, что при перестройке Еревана, согласно генеральному плану Таманяна, ее спрямили. Это привело к тому, что было снесено большое количество старых зданий, в том числе имеющих историческую ценность. Сейчас на улице Абовян осталось лишь небольшое количество строений, передающих облик старого Еревана, и я вам их покажу. Более того, в центральной части города только здесь и еще на нескольких прилегающих улицах можно увидеть здания, возведенные до кардинальной перестройки Еревана.

Улица очень зеленая. Даже проезжую часть от тротуара отделяет приличная полоса из зеленых насаждений. Ранней весной еще нет листьев и хотя бы можно разглядеть дома. Уже через месяц будет густой лес, закрывающий все.

Вдоль всей улицы множество памятников и скульптурных форм, всех возможных стилей и форм.

Перекресток одной из пересекающих Абовян улиц. Пока вы доберетесь до конца улицы, пройдете 5-6 перекрестков. На перпендикулярные улицы тоже можно идти гулять, там красиво и интересно. По сути, весь центр внутри кольца прогулочный.

По улице Абовян есть дома как из розового туфа, более характерного для современного Еревана, так и кремового. На светлых домах меньше резных элементов, но они тоже смотрятся величественно. Обратите внимание, нигде нет сараев-пристроек на балконах.


Взгляд в еще одну пересекающую Абовян улицу. Стилистика домов примерно такая же. Улицы ровные и просторные.

Если добавить летней зелени, то получится вот так. Правда красиво? Но архитектуры уже не видно.


Площадь Шарля Ознавура. Здесь всегда людно. На площади проводятся ярмарки, концерты и различные мероприятия.

Огромный стальной паук, собранный из непонятно каких запчатей и механизмов, - главная локация для фотографий. Этот паук реально прекрасен!


Армянская расписная керамика - настоящие произведения искусства. Ни в одном городе я не видела столько керамических изделий. Местные мастера меня покорили.

На площади есть пулпулаки, всегда можно попить воды и набрать с собой. Даже вот так - в канистры.

Летний вариант площади более яркий и впечатляющий, да еще и с работающим фонтаном.



  
На месте нынешнего кинотеатра «Москва» (здание за фонтаном) раньше стояла церковь Сурб Погос-Петрос екехеци (Սուրբ Պողոս-Պետրոս եկեղեցի, Церковь Святых Павла и Петра), во дворе которой располагалось семинария Св. Гаяне.

Церковь Сурб Погос-Петрос была построена в VI—VII веках и была одной из древнейших церквей Еревана. В 1679 году сильное землетрясение ее разрушило, оставив только стены, а в конце XVII века её восстановили. Но советская власть была хуже землетрясений. Согласно решению советских властей, в 1931 году церковь была снесена, а на её месте был построен кинотеатр «Москва». Так Ереван лишился одного из самых старых исторических памятников.
Фото 1900-х годов.

Барельефы со стены кинотеатра: жизнь - борьба.

С противоположной стороны площади находится Grand Hotel Yerevan (ул. Абовян, 14) с летним рестораном на площади.

А это еще одна достопримечательность площади - фонтан «Знаки зодиака», который был установлен в 1983 году. Ереван - город фонтанов. Их не то что много, их очень много.

Обратите внимание, животные зодиакального круга как будто бы сошли с древних армянских изображений. Даже лев имеет крылья.



А знаете почему площадь носит имя Шарля Азнавура? 
Шарль Азнавур (Charles Aznavour) родился во Франции в семье этнических армян, эмигрировавших из Грузии. Он появился на свет через год после приезда его родителей во Францию и при рождении был назван Шахну́р Вахина́к Азнавуря́н (Շահնուր Վաղինակ Ազնավուրյան). Мальчик оказался очень талантливым. Уже в 5 лет он дебютировал на сцене, играл на скрипке и пел, а позже дебютировал в кино. Армяне очень гордятся своим соотечественником. Шарль Азнавур  является Национальным героем Армении (2004). Он часто приезжал в Армению, много делал для страны.

Сейчас на площади размещена фотоэкспозиция, посвященная Шарлю Азнавуру.

Это фото - одно из лучших.

   

В 2010 году на площади, по аналогии с голливудской «Аллеей славы», была открыта «Аллея кинозвёзд». 

Первые четыре звезды на аллее были посвящены всемирно известным деятелям кино армянского происхождения: основоположнику армянского кино Амо Бекназаряну, кинорежиссёрам Рубену Мамуляну, Сергею Параджанову и Анри Вернёю. 

А в 2013 года в присутствии Шарля Азнавура на аллее была открыта его именная звезда.

Самая красивая и интересная часть улицы - ближе к Площади Республики. Здесь и на близлежащих улицах сосредоточены сохранившиеся старые дома. 
Расскажу вам как отличить старые здания от новых. Дореволюционные здания имеют характерный цвет – они либо черные, либо темно-оливковые. Традиционно в Армении все очень древние здания, в том числе церкви, строили из  оранжево-коричневого или розового туфа. За много веков запасы туфа  к концу 19-го - началу 20-го веков закончились и в распоряжении зодчих оставался лишь черный и оливковый туф. Строить из розового туфа начали только при советской власти, когда освоили новое месторождение.
Потому если вы видите вроде бы старый дом исторического вида и он розовый или оранжевый, то скорее всего он построен или до 1880 года (действительно старина), или это имитация старины постройки после 1920-х годов после запуска Артикского туфового месторождения.

Самый красивый дом здесь, пожалуй вот этот - ул. Абовян, 3. Очень необычная форма окон и не только. Хорошо, что, опять же, нет листьев, иначе его не увидеть во всей красе.

Этот необычный дом был построен в 1915 году известным архитектором Борисом Меграбяном для авторитетного доктора Оганеса Оганесяна, который служил директором городской больницы, а затем решил заняться частной практикой и после ухода с госслужбы открыл первую в Армении частную хирургическую клинику в собственном доме. Доктор жил в этом доме на втором этаже, а на первом располагалась его клиника – хирургическое и офтальмологическое отделение. Дом в народе называли «домом доктора».

В 1923 году советская власть национализировала дом и разместила в нем клинику тропических болезней, после чего здание было прозвано «домом малярии».
В последующем в доме поселилось созданное Армянское общество культурных связей с зарубежными странами (АОКС) вместе с министерством иностранных дел Армянской ССР. В последствии здесь размещались разные организации, но за домом так и закрепилось название - "АОКС".

Этот дом уж очень выбивается из общего архитектурного ряда старых ереванских домов. Мне стало интересно почему и я нашла ответ. Архитектор Борис Меграбян родился в Грузии и окончил техническое училище путей сообщения Тифлиса. В Тефлисе есть брат-двойник этого дома, но более старый – дом Татищева. Бытует мнение, что Меграбян построил понравившейся ему дом, но из туфа. Сравните сами по фото ниже.


"Дом доктора"
Фото: из архива А. Минасяна
 

© photo: courtesy of National Library of Georgia

Даже круглые "шишечки" на месте и узоры расположены в тех же местах.

Пришло тепло и зелень закрыла всю красоту.


Детали дома я уже фотографировала позже, когда смогла получить нужный мне объектив. Просто не верится, что это резьба по камню. 

И еще очень красивая старая дверь.  Прячется за деревом, попробуй к ней доберись.


Во дворе дома ресторан. 

 

Еще один старый дом из черного туфа находится рядом с «домом доктора» по этой же стороне улицы – по адресу Абовян, 3/1 (перекресток Абовян и Пушкина). На фото выше слева виден его угол.
В проектировании и строительстве этого дома принимали участие известные армянские архитекторы Василий Мирзоян и и тот же Борис Меграбян, создававшие облик Еревана начала XX века.

Дом принадлежал купцу Геворгу Ханзадяну. Здесь на первом этаже размещался самый известный в старом Ереване магазин галантерейных товаров, а на втором этаже жил сам купец. В то время так было принято.

Небольшая выдержка из статьи, опубликованной в армянской прессе того времени: "Саксонский магазин Е.С.Ханзадова (Ханзадяна) в Ереване: фирма действует с 1877 года. Оптовая и розничная торговля российскими и иностранными товарами. В любое время полный ассортимент новинок сезона. По субботам продажа оставшихся отрезков (тканей). Фиксированные цены на товары. Действуют специальные скидки".

Напротив под гирляндами из лампочек сувенирная лавочка со всякой красотой. 

 

Без зелени тоже красиво, но с листьями все же лучше.


Здесь нет китайского ширпотреба. Все сделано руками армянских мастеров. И так практически везде. Сувениры потрясающе красивые и большой выбор на любой вкус и кошелек. Не могу сказать, что в центре города цены оптимальные, но пару вещей купить можно. Если хотите купить презенты для всех друзей и родственников, я позже расскажу, где это можно сделать.



 

Персиковый дом с оранжевой окантовкой окон тоже из числа старых построек, хоть и выпадает из общей закономерности (темный туф). 

Следующий за ним - стоящий на углу Абовян / Пушкина массивный дом из яркого оранжевого туфа. 
Здесь практически всегда можно увидеть толпы туристов с гидами. Я немножко постояла послушала, что они рассказывают. Практически то же самое, что я пишу.
Так что можете брать за основу мой пост и идти гулять самостоятельно и бесплатно)


Два дома, из оранжевого туфа и следующий за ним из черного, принадлежали двум братьям - Барсегу и Григору Егиазарянам. Оба дома сейчас находятся под одним номером - Абовян, 8, хотя раньше оранжевый дом имел номер 6, который почему-то куда-то исчез.

Вначале об оранжевом доме.
Дом был построен в 1884 году, а затем отреставрировано архитектором Василием Мирзояном.
Владелец оранжевого дома - Григор Егиазарян, был почетным гражданином Еревана, владельцем кирпичного завода и депутатом Ереванской думы, спонсировал строительство ряда важных для города сооружений.

 

В те времена в крупных городах создавались телеграфные дома, которые в обязательном порядке должны были располагаться в надежных каменных строениях. Дом Григора Егиазаряна соответствовал этим требованием и здесь в одном корпусе здания был открыт телеграфный дом индо-европейской телеграфной линии.
Телеграф был проведен немецкой компанией "Сименс», которая в те года была мировым лидером в данной области. Благодаря этому телеграфу была установлена связь между Лондоном и Калькуттой. Путь телеграфной линии был следующим: Лондон, Берлин, Варшава, Одесса, Керчь, Тифлис, Ереван, Нахиджеван, Тегеран и Калькутта. Общая длина канала составляла 11 тысяч километров. Телеграф официально был открыт в 1870 году, первое переданное через него сообщение — это текст британского гимна и список зарплат телеграфистов. Телеграмма от пункта отправления до пункта назначения, то есть из Лондона в Калькутту, доходила всего за 28 минут, что для той эпохи было рекордно коротким сроком. Индо-европейски телеграф проработал до 1931 года, около 60 лет.

В 1919-1929 годах в доме располагался один из множества детских домов, основанных Американским комитетом субсидирования Ближнего Востока. При советской власти здание было занято под издание центрального комитета компартии Армении, а позже здесь разместился государственный комитет профтехобразования и центр эстетического воспитания.

К оранжевому дому примыкает дом из черного туфа. Он существенно отличаются по стилю от оранжевого. Дом Барсега Егиазаряна был построен по проекту архитектора Василия Мирзояна, автора многих высокохудожественных зданий Еревана. Временем основания этой постройки принято считать 1880-е, но есть факты, указывающие на то, что строительство было завершено не ранее 1905 года.

 
 
Барсег Егиазарян был известным общественным деятелем, вошел в историю Еревана своими благотворительными инициативами, в том числе крупными инвестициями в строительство Ереванского водопровода. Он владел заводом по переработке хлопка, имел два крупных текстильных цеха и три жилых дома в центре города. С самого начала Первой мировой войны на втором этаже здания действовал благотворительной военный госпиталь, больница под патронажем 20-ти знатных армянских дам, а директором был известный хирург Ованнес Ованнисян. Тот самый, дом которого мы видели раньше.
Под окнами этого здания в 1919 и 1920 годах проходили официальные общеармянские военные парады, организованные в честь празднования Первой армянской республики. С этих балконов и окон за мероприятиями наблюдали и аплодировали аккредитованные в Армении дипломаты и гости столицы. В 1920 году во время военного парада на балконе дома Егиазаряна принимали высокопоставленных гостей Антанты.
Позже, в декабре того же года, с этого же балкона, украшенного красными флагами, партия большевиков объявила об установлении Советской власти в Армении. Так через этот дом шагала история.

После прихода советской власти дом был приватизирован. В 1920-1937 годах в здании действовал ЦК КП Советской Армении, здесь работали первые секретари Компартии Армении. Затем здесь долгие годы располагался дом пропаганды и просветительской деятельности, управления различных организаций, магазины…
Теперь в оранжевом доме находится  гостиница Centroom, а в черном рестораны Востан и Paul Armenia.


Самая интересная часть здания дома Григора Егиазаряна - это сохранившаяся с тех времен старая узорчатая дверь, через которую проглядывает красивый интерьер внутри.

Примечательно, что задняя часть всех этих каменных монументальных зданий — типично ереванский дворик с деревянными лестницами, длинным балконом с резными элементами и примыкающим густо-зеленым садиком. Фото, к сожалению, нет. Видела, но не сфотографировала. 

Этот высотный дом с башней -  недавний новострой, адаптированный под стиль улицы. 
 

Дом выглядывает на улицу Абовян только башенкой, остальная его длинная и высокая часть уходит на современный Северный проспект, который подходит под острым углом к улице Абовян. О Северном проспекте будет отдельный пост.

Напротив остатки старого дома, который вскоре развалят, чтобы тянуть дальше Северный проспект. А пока здесь продают сувениры, старые ковры и различные старые вещи, имеющие ценность для коллекционеров и почитателей старины.

Последний квартал перед Площадью Республики больше для тусовки туристов - тут кафе, сувенирные лавки, магазинчики.


Здесь часто можно встретить поющих приезжих-релокантов.

А также продавцов сувенирной мелочи.

Тут находится одна невзрачная скульптура, имеющая интересную историю.

В Еревaне в 50-х годах XX века  жил человек по прозвищу Кара бaлa. Но его не всегда так звали. Он родился в богатой семье и при рождении носил имя Степaн Арутюнян. Его семье принадлежали обширные цветочные сады «Ֆլորայի այգիներ» - «Флораи айгинер», но после прихода советской власти семья потеряла все свое богатство. Став юношей, Степaн женился на девушке из города Рaздaн по имени Aшхен, а в 1926 году у них родился сын Жоржик.
В 1934-1936 гг. Степaн был осуждён за «публичное оскорбление власти» и оказался в одной камере с великим армянским поэтом Егише Чaренцем. Через два года он вышел из тюрьмы, но его жена к тому времени вышла за другого, отцовского дома уже не было, так что Aрутюнян оказaлся на улице. Он стал обычным бездомным, получил кличку Кара бала («Черный мальчик»), стал подрабатывать продажей цветов на улице Астафян. А запомнили его потому, что женщинам, проходившим по этой центральной улице, он дарил свои розы.
Когда у Жоржа, единственного сына Степана, родился первый сын Левон, Aшхен все же решила показать внука дедушке. Они пришли на улицу Абовяна (тогда Астaфьянa), где Кара Бала неизменно стоял со своей корзинкой цветов, и Кара Бала дрожащими руками прижал к груди свой самый прекрасный цветок - мaленького Левона, с которым виделся в первый и последний раз.
Скончался Кара бaлa стариком, в 1970. Где его могила неизвестно, но зато в 1991 году был установлен памятник работы Левона Токмaджянa: старик Карабала одной рукой держит корзину с розами, другой протягивает цветок проходящим девушкaм.
Вот такая грустная история.

А мы идем дальше.


Напротив оживленной площадки для туристов находится еще одно старое здание.

Дом с адресом Абовян, 2. Здание состоит из двух частей - старой основы и новой пристройки.
Сторона, смотрящая в сторону улицы Абовян – бывшая мужская гимназия, по назначению успевшая прослужить менее 5 лет. Сейчас это концертный зал имени Арно Бабаджанян. Он рассчитан на 300 зрителей, поэтому раньше назывался «Малый концертный зал Армфилармонии». Здание было построено в 1916 году по проекту архитектора В. Симонсона. 



Новая пристройка - это сторона здания, смотрящая лицом на Площадь Республики: Национальный музей Армении. 


    

Перед выходом на площадь находится строение из черного туфа, на крыше которого размещен ресторан Diamond, а на первых этажах - кафе и магазинчики. 

Это здание адресно скорее относится не к улице Абовян, а имеет адрес ул. Павстоса Бюзанда, 2.
Старое это сооружение или новострой - информации не нашла. Если судить по цвету туфа и по стилю постройки, то должно быть дореволюционным. 

Само по себе здание обычное, шарм ему придают установленные на фасаде необычные светильники.


Вид на улицу Абовян с Площади Республики.

Вот мы и дошли к Площади Республики - главной площади Еревана. 

 

Ранней весной тут, кроме красивой архитектуры, смотреть нечего. Вся красота появится, когда потеплеет и запустят фонтаны. Вот тогда мы сюда и вернемся.


 
 Об этой площади можно рассказать очень много интересного, хватит на огромный пост.

А пока просто немного фото из весенней жизни площади.




Если в Ереване вы не можете сориентироваться или вам нужно что-то найти, смело обращайтесь к полицейским. Расскажут, покажут и даже отведут. Проверено.

На участке от улицы Московян до Площади Республики движение по улице Абовяна одностороннее. Здесь нет автобусных остановок, проходящие автобусы лишь на перекрестках пересекают улицу. Возвращаться после прогулки обратно к началу улицы Абовян нужно пешим ходом (при чем идти все время вверх). Чтобы подъехать автобусом, нужно перейти на параллельную улицу Налбандян или на площади Республики опуститься в метро и проехать одну остановку до станции Еритасардакан (Молодежная), что более рационально.

Я пойду обратно пешком. Люблю вечерний город. Он имеет какую-то свою особенную магию.



На улице Абовян всегда людно, потому вечером ходить совсем не страшно. 

Так выглядит улица в сумерках.

Улица светящихся витрин. 


Если идти быстрым шагом, то всю улицу можно пройти за минут 15-20. 

 

Это памятник известному армянскому меценату Александру Манташянцу (1842-1911). Манташянц был крупнейшим нефтепромышленником и филантропом Армении. При его поддержке более 200 талантливых молодых людей, в том числе, выдающиеся представители армянской культуры и науки получили образование в лучших университетах мира.
В Армении на каждом шагу сталкиваешься с упоминаниями о меценатах и просто о людях, которые совершили что-то хорошее для своей страны, города, улицы. И это не только памятники и памятные доски на зданиях. Это небольшие таблички в парках и скверах, около фонтанов и лестниц, или просто на спинках скамеек. Люди читают и гордятся тем, что это их соотечественники сделали доброе дело для нации. Научить человека совершать подобные поступки можно только на реальных примерах.
У меня только один вопрос. Почему в нашей стране нет ни одного памятника меценатам. Неужели их не было? Они были и не мало. Только о них почему-то предпочитают не вспоминать. 

В следующем посте пойдем гулять в противоположную сторону - на Каскад.